Интересные места.  

Плещеево озеро. Вид с Александровой горы.

Там же.

Синь камень.

Рядом с камнем. Языческие узелки-пожелания.

Александрова гора.

На самой Александровой горе.

Источник святого Никиты Переславского.

Дом Берендея. Выставка изделий народных промыслов.

Плещеево озеро.

Плещеево озеро - красивейшее озеро среднерусской полосы, вокруг которого издавна селились люди.
Плещеево озеро ледникового происхождения и имеет возраст около 30 тысяч лет. Почти правильной овальной формы, береговая линия занимает 27 км. Наибольшая длина - от устья реки Трубеж до выхода из озера реки Вексы - 9,5 км, максимальная ширина 6,5 км. Самое глубокое место достигает 25 м.
Справедливости ради следует заметить, что добраться до таких глубин можно только на лодке. Вблизи берега имеется очень продолжительная мель. Именно за это свойство виндсерферы и кайтсерферы облюбовали Плещеево озеро или как они привыкли его называть — Плещейку. Здесь очень удобно учиться плавать ведь даже если начинающего виндсерфера унесет ветром далеко от берега, он всегда сможет вернуться обратно пешком.
В озеро впадают несколько рек и ручьев: самой крупной является река Трубеж, берущая начало в Берендеевском болоте и протекающая через Переславль. Вытекает из озера только одна река Векса с северо-западной его стороны.
В озере водится 16 видов рыб, в том числе знаменитая ряпушка (можно попробовать в некоторых местных ресторанах) - переславская сельдь. Наиболее широко представлено семейство карповые, которое насчитывает 10 видов - плотва, линь, лещ, язь, уклея, густера, золотой и серебряный карась, пескарь и верховка. В озере обитают также представители других семейств - налим, щука, окунь, ерш и щиповка.

Синий камень (Синь камень).

В нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера (теперь это место именуется архитектурным памятником "Клещинский комплекс") лежит громадный валун, называемый "Синий камень". В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт. За ним издавна закрепилась слава чудодейственного. По утверждению местных старожилов, среди которых всевозможные предания передаются из уст в уста, пребывание на валуне исцеляет людей от множества болезней, а женщин, к тому же, от бесплодия!
История "Синего камня" уходит в далекое прошлое нашей страны. Ныне историки совместно с археологами с полной достоверностью установили, что самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более двух тысяч лет назад. Пионерами-поселенцами были финны, конечно же, язычники, но не приносившие кровавых жертв. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда хорошо просматриваемы отдаленные окружающие окрестности.
Когда племя пришло на эту гору, "Синий камень" лежал на ее вершине. Вполне естественно, что поселенцы-язычники сразу же обожествили валун, сделали вокруг него ровную площадку, на краю которой поставили языческую молельню.
Прошли многие столетия. Финнов на берегу огромного водоема среди могучего леса сменили более многочисленные и сплоченные северные славяне, тоже язычники, поклонявшиеся языческому богу Яриле, а поэтому святыню своих предшественников они не повредили. Но зато рядом с ним соорудили большой славянский населенный пункт под названием Клещи. Именно на этом месте вырос впоследствии город Переславль-Залесский.
Вера же в чудесные свойства "Синего камня" переходила из поколения в поколение и довольно устойчиво сохранилась и в наше время.
Даже тогда, когда на Руси прочно укрепилось православие, население прибрежных районов Плещеева озера (даже истинные христиане!) не переставало поклоняться чудодейственному валуну и тайно боготворило его. В те времена православные священники чуть ли не в каждой проповеди убеждали и даже стращали местных прихожан тем, что в камне, к которому они привыкли ходить, живет нечистая сила, отправляющая их души в ад еще при земной жизни. Однако ни запугивания, ни увещевания не останавливали людей от поклонения таинственному валуну. К нему шли, да и до сих пор идут, и стар, и млад, непременно оставляя возле него свои скромные подношения и нашептывая при этом свои сокровенные желания.
Тогда в конце концов местные священнослужители настояли перед иерархами Церкви, чтобы "идолище проклятое" сбросить с горы. Так и сделали. Теперь камень расположился у подножия горы, но люди, как и прежде, продолжали собираться возле него для отправления своих откровенно языческих обрядов.
В начале XVIII века Русская православная церковь решила покончить с идолопоклонством. По приказу царя Василия Шуйского настоятель местного храма распорядился вырыть глубокую яму, столкнуть туда валун и засыпать его землей.

Прошло немного лет. Пришедшие однажды на берег Плещеева озера рыбаки увидели, что "Синий камень" лежит на своем прежнем месте. Каким образом он, имея 12 тонн массы, выбрался из-под земли, да еще за сравнительно короткое время, никто не знал.
И вновь к валуну потянулись его поклонники со своими надеждами и чаяниями.
В 1788 году в Переславле стали возводить церковь. А чтобы прекратить "языческие вакханалии", камень, называемый к этому времени уже "чертовым", решили положить в фундамент строящейся колокольни. Когда наступила зима, и озеро покрылось толстым и крепким льдом, валун взгромоздили на специально сооруженные сани огромных размеров и повезли по льду. Однако недалеко от берега лед проломился, и "Синий камень" погрузился в воду на пятиметровую глубину. Все тогда подумали, что теперь уже навечно. Но буквально через год рыбаки заметили, что затонувший валун очень медленно, но неуклонно перемещается в сторону берега, прямо к своему старому месту. 40 лет спустя он "выполз" на берег. Но с этого времени ему почему-то стало неспокойно лежать на земле, и он начал постепенно погружаться в грунт.
Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку диаметром около 1,5 метра и высотой около 50 сантиметров.

Клещин, Александрова гора.

На северном берегу озера Плещеева возвышается высокий холм . Александрова гора - единственная возвышенность, не покрытая лесом. Эта особенность горы отражена в ее старом названии - Ярилина плешь. Во времена язычества именно здесь находился легендарный Синий камень, на котором приносились жертвы Яриле, богу солнца.
По сей день существует поверье, что камень этот приносит здоровье и удачу.
С вершины Александровой горы открывается удивительный вид на сверкающую озерную гладь с отражающимися в ней лесами, облаками и куполами монастырей. Но если ненадолго оторваться от созерцания природных красот, то слева, неподалеку от холма, можно обнаружить великолепно сохранившееся кольцо земляных валов . то, что осталось от города Клещина, предшественника Переславля-Залесского. Основанный в начале 12 века, он долгое время являлся княжеским административным и оборонительным центром. Окружность городского вала равна полукилометру. И по сей день заметно, что сюда вело трое ворот: об этом говорят разрывы в крепостном кольце. В свое время над воротами стояли деревянные башни, а между ними рубленые стены. Археологической экспедицией, проводившей изыскания внутри древнего города в середине XIX века, были найдены признаки постройки, основание церкви и бывшего при ней кладбища, обломки железных вещей, черепки глиняной посуды, монеты. Часть вещей была местного изготовления, а другая часть имела явно иноземное происхождение: арабские, западноевропейские монеты, бронзовые пряжки, аметистовые бусы. Все это говорит об обширнейших торговых связях жителей старого города с самыми отдаленными странами.
Той же экспедицией были обнаружены и свидетельства существования на вершине Александровой горы Александрова монастыря, построенного в честь князя Александра Невского и запустевшего в смутное время.

Клещин, земляные валы.

Впервые Клещин упоминается в Повести временных лет. Это первое городское поселение на Переславской земле. О городе Клещин напоминают земляные валы, которые сохранились до нашего времени. Их протяженность около 500 метров. Площадь этого поселения около 2 га. Высота валов со стороны площадки достигает 3,5 м. По одной из версий, Юрий Долгорукий перенес Клещин в устье реки Трубеж и основал новый город Переяславль-Залесский.

Святые источники.

Не только рукотворными чудесами славится Переславский край. Поистине, благословенна Залесская земля, ведь в окрестностях города бьет несколько ключей, которые считаются святыми и почитаются верующими людьми.

Дорога, уходящая вправо по берегу озера, приведет к небольшой деревянной часовне, сооруженной над бьющим из-под земли родником Святой Варвары. Название родника связано с явлением житийной иконы Варвары юродивому из села Купань. До сих пор праздник, посвященный имени святой, «Варварин день» (17 декабря), особо почитается и церковью, и местными жителями. Родник окружен зарослями самых разнообразных видов ив. Издавна считается, что вода родника имеет целительную силу. Вода в роднике чистая, вкусная и великолепно сохраняет свои качества долгое время.

На противоположном берегу озера, у подножия горы Гремячей, находится еще один уникальный источник — ключ Гремяч. Народное предание гласит, что во время страшной грозы молния попала в высокий дуб. В том месте, где огненная стрела ушла в землю, образовалась воронка, из нее потекла вода, и забил ключ. В конце XVII века на этом месте Петром I создавалась «Потешная флотилия», и родник бесперебойно снабжал первых кораблестроителей доброкачественной водой. Правда, есть одна особенность — ручей содержит большое количество гидроокиси железа, поэтому русло, берега и водные растения имеют своеобразный красный цвет из-за налета ржавчины. Ключ не замерзает даже в самые сильные морозы, а в летние дни на него падает тень от зарослей ольхи, калины, черной смородины. Ключ Гремяч и окружающая его территория очень живописны.

Говоря о местах, особенно почитаемых переславцами и гостями края, невозможно не упомянуть об источнике святого Никиты Переславского. Он расположен недалеко от Никитского монастыря. Дорога через поле протяженностью около одного километра ведет к небольшой часовне с купальней. По преданию, часовня стоит на том месте, где некогда Никита Столпник сам «ископал колодезь». В память о святом Никите многие годы каждое девятое воскресенье после Пасхи к источнику совершался крестный ход. До сих пор считается, что вода из родника обладает удивительной силой и исцеляет от различных болезней.

Ещё интересно:
- музей чайника;
- музей утюга;
- музей паровозов;
- домик Берендея.

Назад.



Сайт создан в системе uCoz