История монастыря.  

Около 1760 года в Киев прибыла богатая помещица Агафия Семеновна Мельгунова. После смерти мужа вдова-полковница решила посвятить себя Богу. Она приняла постриг в Киево-Флоровском монастыре с именем Александра.
Однажды ей было видение: Сама Пресвятая Богородица повелела ей идти на север и основать новый монастырь, а место будет указано. Монахи благославили и мать Александра отправилась в путь.
Примерно в 1765 году она поселилась в селе Дивеево(это место указала ей Богородица).
К этому времени умерла дочь вдовы. Мать Александра продала все свои поместья и деньги обратила на благо Церкви.
На свои деньги она построила новый каменный храм в честь Казанской иконы Богородицы.
Построила себе келью во дворе Дивеевского священника отца Василия и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв о своём происхождении и нежном воспитании.
Выполняла самую трудную и черную работу, спала на жестком одре, под голову клала камень, зашитый в белую холстину, что бы не смущать окружающих.
Самым замечательным её подвигом было бескорыстное служение людям. Делала много добрых дел, никогда не признаваясь в том. Народ долго с великой благодарностью помнил её труды даже много лет спустя после её смерти.
В 1788 году мать Александра по благославлению Саровских старцев построила около Казанской церкви три кельи. Так Образовалась Дивеевская община.
В 1789 году мать Александра скончалась, накануне приняв великую схиму. Соборовал её и причащал отец Пахомий из Сарова, а сопровождал его иеродиакон Серафим. Мать Александра попросила не оставлять сестер её. Это послушание было возложении на иеродиакона Серафима.
С 1825 года все сестры и их настоятельница стали ходить к батюшке Серафиму за благославлением.
В конце 1825 года было видение отцу Серафиму об устройстве нового монастыря рядом с Казанской церковью. Богоматерь повелела обнести монастырь канавкой глубиной и шириной 3 аршина(более 2 метров) и с внутренней стороны насыпать вал высотой 3 аршина. После этого повелела Богородица поставить ветряную мельницу и построить кельи, а затем соорудить двухпрестольную церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного.
Так началась Серафимо-Дивеевская обитель.
В Рождественской церкви горят неугасимая свеча перед иконой Спасителя в верхнем храме и неугасимая лампада у иконы Рождества Богородицы в нижнем храме. В нижнем денно и нощно читают Псалтирь по усопшим от царских родов и кончая всеми просящими молитв о себе.
Так повелось с основания монастыря и прерывалось только на годы гонения.
В монастыре к 1904 году были мастерские: рукодельная, живописная, литографическая, фотографическая, переплетная. Было хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушание. Много места занимали стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное послушание. Были иконная и бакалейная лавки, богадельня для престарелых сестер, больница, приют для девочек. За приделами монастыря гостиница для богатых и бедных паломников, странноприютный дом и трапезная для паломников, конный двор, кузница с постройками для рабочих.
В 1927 году монастырь был разорен. В 1937 году была закрыта Казанская церковь и монастырь прекратил существование. Многие сестры были арестованы и сосланы в лагеря, остальные рассеяны. Но сестры хранили искры веры, тайно вели службы и даже делали постриги.
Возрождение монастырской жизни началось в 1988 году.
В июле 1991 года то, что осталось от монастыря, было передано Церкви и сюда были перевезены из Казанского собора Санкт-Петербурга (Музея Атеизма и Религии до того времени) святые мощи преподобного Серафима Соровского.
Сейчас в Дивеево освящено восемь храмов с пятнадцатью престолами.
Есть шесть скитов.
В монастыре живут более 460 насельников.
Миллионы людей со всего мира ежегодно посещают монастырь.

Назад



Сайт создан в системе uCoz